
Они смотрят на музыкантов через объективы фотокамер, по-шпионски пробираются за кулисы и мастерски лавируют между оголтелыми фанатами. Украинские концертные фотографы — люди, связавшие воедино музыку и фотографию.
Тементий Пронов (SLIPPY INC)
Я снимаю концерты, чтобы сделать кадр, который передаст весь концерт в одной картинке. И потом смотреть на него с довольной рожей.
Фотография – это мой способ сказать “Спасибо!” музыке. Потому что она делает для меня очень много, а я не люблю быть в долгу. На наслаждение музыкой это никак не влияет, скорее даже наоборот.
Есть целый ряд банд, которые заставляли весь канц снимать с открытым ртом. Но тот самый “лучший” концерт, думаю, еще впереди.
Алина Кучма
Я знімаю, щоб відпочити, щоб втомитися, щоб послухати музику, щоб заробити, щоб потренуватися, щоб розвіятися, щоб мати щось на згадку від групи, яка мені подобається. Мені цікаво. Цікаво, як влаштований гурт, як влаштований концерт. Я люблю забирати музику додому. Люблю забирати додому згадки про щось, що люблю. Це свій особливий контакт з музикою.
Концертна зйомка – виклик самому собі. Як комп’ютерна гра, коли тобі треба пройти якийсь маршрут з перешкодами, а ти на ходу швиденько думаєш, як їх перемогти – який ракурс вдалий, як устигнути поміняти налаштування між змінами світла на сцені і рухами музиканта. Кожен вдалий кадр дає тобі нові життя або відкриває перехід на новий рівень.
Іноді, звичайно, хочеться все кинути і насолоджуватися музикою (хоча, буває, стоїш і думаєш “ой хороший щойно момент був, ой світло”). Тому є гурти, на чиї концерти я спочатку ходжу як глядач, а потім уже іншим разом – як фотограф. Або навпаки. У мене є один улюблений гурт в Німеччині, на концерти якого я вже їздила двічі, але спеціально не фотографую, бо хочу слухати/плакати/сміятися/слемитися. У мене одного разу навіть камера була з собою, і я нею не скористалася.
Виктория Квитка
Я снимаю концерты, чтобы это вошло в историю. Чтобы, когда все закончится, человек, глядя на снимок, максимально ощутил атмосферу происходящего и мысленно вернулся на концерт.
Я люблю музыку и люблю фотографировать. Даже если бы это не было моей основной работой, я бы занималась этим для себя. Часто, видя красоту, я фотографирую ее глазами, маленький момент, который остается в памяти. Когда на концерте я с камерой — это двойное удовольствие. А когда ее нет, просто фиксирую красивые моменты глазами и мысленно подбираю ракурс.
Музыка разная, многогранная, поэтому и для каждого музыканта или коллектива есть “свой фотограф”. Я к этому отношусь с пониманием, ведь я не “универсальный солдат”, а эмоциональный проводник зрителя. Тут все однозначно: чувствую музыку и музыканта – все получается, а если нет – увы… Ведь чувства не способна заменить и передать даже самая дорогая камера или новый объектив.
Евгения Люлько
Снимая концерт, ты начинаешь по-другому воспринимать музыку. Услышанное формируется в образы, которые хочется сохранить, чтобы и другие могли “увидеть музыку” так же, как ты.
Бывают концерты, на которые я прихожу без камеры, надеясь насладиться просто музыкой. Но в конечном итоге весь вечер, глядя на сцену, вижу кадры и начинаю фотографировать их мысленно, на свой старый телефон или чужие айфоны.
Я ехала на Sziget, чтобы поснимать Foals (ну и еще Florence and the Machine, которых сфотографировать не удалось). Нас пустили не на первые три песни, как обычно бывает, а на последние. А последние три песни Foals – это разрыв, стейдждайвинг в толпу и прочие радости. В какой-то момент я вообще забыла, что я с фотоаппаратом и стою еще минимум с 15 коллегами, которые активно щелкают затворами. Стою, с закрытыми глазами слушаю “What Went Down”, и тут меня возвращает в реальность охранник, расчищающий проход для вокалиста Янниса. Яннис же проносится мимо меня и прыгает в толпу. В итоге удачных вышло пару кадров, но такого драйва при съемке я давно не испытывала.
Андрей Максимов
Я снимаю концерты, чтобы стать в этом лучшим.
Пока снимаешь, ты сконцентрирован только на визуальном плане. Так или иначе, музыка проходит где-то мимо ушей. Но я пытаюсь совмещать приятное с полезным, отрываясь наравне с публикой, ведь для хороших фотографий и достоверной передачи атмосферы ты должен быть на одной волне с происходящим вокруг. И ты просто растворяешься и становишься частью всего этого. Чувство причастности, вовлеченности в общий процесс и ощущение важности твоей работы — найти и сохранить нужный момент в истории. Этим концертная съемка меня и привлекает.
Ах да, еще я очень люблю музыку, конечно же.
Саша Исаева (Pandora Winter)
Я снимаю концерты, чтобы оставить лучшие моменты о них на память.
Самый сложный для меня концерт – Мэрилин Мэнсон. Я была единственным аккредитованным фотографом, а времени на съемку было ни много ни мало – одна песня. И за это время нужно было сделать хорошие кадры, потому что никто больше не сделает.
Я всегда любила разную музыку. А концерты – это здорово, это бешеная энергетика и драйв, это обмен эмоциями и энергиями между артистом и поклонниками, это мощно. Бросить снимать и наслаждаться музыкой давно уже не хочется, потому что я получаю удовольствие от хорошего кадра. А опуская фотоаппарат, фотограф (возможно) теряет лучший момент происходящего. Тут каждому свое. Кто зачем приходит.
Оля “Zitch” Закревская
Я снимаю концерты, чтобы показывать людям настоящие, живые эмоции, которые бывают только у артистов на сцене. И чтобы запомнить свои ощущения от выступлений. Каждый раз, обрабатывая фотографии, я вспоминаю всю бурю эмоций, которая захлестывала меня во время той или иной песни. И когда хочется вернуться на концерт, смотрю свои же отчеты и ностальгирую. Если есть время, конечно.
Изначально я даже практиковала походы на концерты без фотоаппарата. Хотя бы одно мероприятие в сезон. И желательно, чтобы оно было интересным, но чтобы меня там не узнавали. Ни разу не получилось так, как хотелось, поэтому перестала даже пытаться. Последним таким концертом было закрытое прослушивание альбома “Земля” Океана Эльзы. Там нельзя было фотографировать, фотоаппарата со мной не было, весь концерт огорчалась, что не могу запечатлеть происходящее.
Концерт – это вообще съемка отдельного жанра. Можно долго спорить, репортаж это или художественное произведение, но я почему-то больше всего люблю крупным планом снимать выражения лиц музыкантов. В те полтора-два часа, которые длится выступление, мне кажется, что эмоции на лицах артистов – самые настоящие и искренние на свете. Наверно, мне просто не хватает такой искренности за пределами концертных площадок.
Ира Маймур, “Утро в Большом Городе”